Креативный обзор

По кому ударит антитабачный закон?

 Малый бизнес может пострадать от строгости законодателя по отношению к курильщикам

Борьба с курением – одна из важнейших задач для сохранения здоровья нации. И новый Федеральный закон «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», проектом которого сейчас занимается Минздрав РФ, должен существенно изменить сложившуюся ситуацию.

Так, в документе прописаны меры, призванные снизить потребление табака и воздействие табачного дыма. В частности, закон запретит курение на отдельных территориях, в помещениях и объектах; установит требования к упаковке и маркировке табачных изделий. Также законом предусмотрено просвещение и информирование населения о вреде потребления табака, и запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий.

Однако, как может показаться на первый взгляд, закон будет иметь не только положительный эффект, а под его действие попадут не только производители табачных изделий и заядлые курильщики, но и представители малого бизнеса. Дело в том, что законодатель предусматривает торговлю табачными изделиями только с прилавков крупных магазинов, чья площадь составляет более 50 квадратных метров. Конечно, малый бизнес не против защиты и борьбы за здоровье населения. Но предприниматели выступают против ущемления отдельных категорий бизнеса. Они уверены, что такой подход депутатов к борьбе за здоровье населения нельзя назвать комплексным. Выручка от продажи сигарет просто плавно перейдет в «карман» крупных сетевых магазинов.

Почему, если сегодня в приоритете развитие малого бизнеса, преференции получает крупный? Может стоит учесть опыт отдельных стран в реализации табачной продукции и предоставить отечественным предпринимателям равные условия в реализации определенных групп товаров. Например, организовать специализированные магазины для данной группы товаров. Предложений может быть масса, и почему бы организовать открытое обсуждение такого проекта?

Владельцы сотен тысяч объектов розничной торговли решили объединиться в Коалицию киоскеров, чтобы разработать стратегию диалога между мелкими предпринимателями и властью.

«Как нам стало известно, Правительство России направило в Госдуму антитабачный законопроект, разработанный Минздравом, – комментирует возникшую проблему лидер движения «За права курильщиков» Андрей Лоскутов. – Это означает, что нас, к сожалению, не услышали. Мы – это 44 миллиона курильщиков – большая часть взрослого населения нашей страны.

Самый большой минус этого законопроекта в том, что он запретительный. А одна из важнейших задач – не дать подрастающему поколению приобщиться к табаку. Но именно об этом в законопроекте ничего не сказано. Вторая задача – создание программ помощи курящим людям, которым сложно отказаться от вредной привычки. Разумеется, не менее важно организовать специальные места для курения, чтобы те, кто все-таки курит, могли, не унижая своего достоинства, реализовывать свою привычку.

Чтобы эти подходы начали работать, мы готовы платить из своего кармана. Если пачка стоит, допустим, 40 рублей, мы заплатим 42. Это будет наш добровольный взнос на стимулирование программ, направленных на решение проблемы курения, а также на оборудование мест для курения. Такими методами через 5 лет, а не в мифические 1,5 года, как считает Минздрав, мы придем к надежному результату и действительно снизим уровень курения в нашей стране».

Владлен Максимов, координатор Коалиции киоскеров в Москве:

- Удивляет то, что такой резонансный законопроект вносится в Госдуму без широкого общественного обсуждения, ведь он затрагивает не только малый бизнес, но и почти 44 миллиона курильщиков. В Швейцарии, например, антитабачный закон был рассмотрен на общенациональном референдуме, где каждый гражданин имел возможность высказать свое мнение.

Если закон примут без изменений, малый бизнес начнет вымирать. Мы видим большое количество опросов, где пишут о том, что сигареты в киосках продаются несовершеннолетним. В этих опросах ответы заранее известны, ведь их авторы – антитабачные лоббисты. Никто не пробовал отследить продажи в крупных супермаркетах, хотя нарушений там, я уверен, не меньше. Почему бы не ввести персональную ответственность продавцов, вместо того, чтобы уничтожать мелкую розницу как класс.

Наталия Кошелева, представитель из Новосибирска, координатор Коалиции киоскеров:

- Это сокрушительная новость для сотен тысяч российских предпринимателей, которые восприняли ее как крах малого бизнеса. Как подобные инициативы могут рассматриваться параллельно с заявленным государством курсом на поддержку малого бизнеса? Минэкономразвития, давая оценку регулирующего воздействия законопроекта, еще в мае указывал на то, что с принятием законопроекта работы лишится до 500 тысяч человек. Закроются тысячи объектов, в том числе и газетные киоски, которые не смогут выживать на своем основном виде деятельности – распространении печатной продукции.

Курить меньше не станут – об этом свидетельствует опыт других государств. А малый бизнес, который должен являться основой экономики любой страны, погибнет. Считаю, что борьба в данном случае идет не за здоровье населения, а за перераспределение прибыли от продажи табачных изделий в пользу крупного ритейла. Я надеюсь, что здравый смысл восторжествует, и наши призывы услышат.

Источник: aif.ru

Видео: vesti.ru