Советы специалистов

Как сделать Внутреннего Критика лучшим другом

 Внутреннего Критика постоянно пытаются заткнуть, особенно те креативщики, которые зашли в тупик и мечтают, чтобы ноющий критический голос на задворках их разума исчез. Неудивительно, что написано огромное количество советов на тему "как забанить, заставить замолчать или уничтожить Внутреннего Критика". И к тому времени, как гуру креативного мышления заканчивают, Критик расстрелян почище героев "Убить Билла".

Но думали ли вы когда-нибудь о том, почему Критик все время возвращается, чтобы получить еще больше? Может быть потому, что Критик в действительности - это очень важная часть вашего креативного процесса?

Если вы думаете так же, то без Внутреннего Критика у вас будут большие проблемы. Без некоего внутреннего фильтра качества, вы будете радостно производить любой старый мусор и вступите в ряды посредственностей. Отточенное критическое мышление - одна из тех вещей, которые отделяют профессионала креатива от легионов любителей.

Если говорить словами музыканта Майка Мандэя: "У хорошего автора и великого автора примерно по сколько же идей - некоторые хороши, некоторые замечательны. Но великий автор знает, как их отличить".
И Внутренний Критик великого автора - это то отличие, которое создает отличия. Потому что великий автор слушает более проницательно и думает более остро. Так что Внутренний Критик - не враг, он просто слишком усердный друг, который оценивает слишком неистово и не задумывается о твоих чувствах. У нас у всех есть реальные друзья, которые время от времени поступают именно так.

Фокус в том, чтобы вернуть Критика в игру, но так, чтобы критика, которой он вас осыпает, была действительно конструктивной. Чтобы он был как вдохновляющий наставник, кто побуждает вас сделать все, на что вы способны, и не принимает ничего меньшего, но в поддерживающем и ободряющем тоне.

Критика и креатив не взаимоисключающи

Одна из священных коров креативной индустрии - мы должны разделять этапы генерации идеи, ее воплощения и оценки, потому что они не сталкиваются друг с другом. Но мой опыт автора текстов и тренера предполагает, что многие профессионалы креатива так не работают.
Когда я пишу, то читаю, оцениваю и правлю одновременно. Я пишу несколько предложений, делаю паузу и возвращаюсь, чтобы перечитать их. Иногда невыраженность мысли или картинки бывает очевидна, так что я сразу вношу изменения, прежде чем продолжить. Если я застреваю, то останавливаюсь и читаю целый кусок, пытаясь ухватить нить вдохновения, которую потерял где-то там. Когда я вижу, где запутался, наступает облегчение, и я могу распутать узелок и продолжить работу.

За все это я должен благодарить своего Внутреннего Критика. И я слышу схожие истории от многих моих клиентов, среди которых музыканты, дизайнеры, киношники, художники и все прочие творческие профессии - так что я весьма уверен, что это не только писательские заморочки.

Да, полезно иметь определенное время, когда вы наиболее сосредоточены на придумывании идей, возитесь с прототипом или делаете первый эскиз так быстро, как это только возможно. Но в следующий раз, когда вы будете заняты этим, вы сможете заметить, что вы включаете свой острый критический ум в игру даже на этой стадии - так что вы улучшите свою работу даже на начальном этапе создания.

Также полезно уделять время обзору своей работы, особенно ближе к концу проекта. Но даже когда вы критикуете свою работу, вы вероятно обнаружите, что вам до зуда хочется что-то переделать или поправить, и вы взываете к своему свободному воображению, чтобы и оно вступило в игру. Еще раз: креатив и критика работают рука об руку.

Как привлечь Критика обратно на свою сторону

Так что же изменит все это в вашей работе на утро понедельника? Вот несколько предложений по встраиванию Внутреннего Критика в ваше креативный процесс наиболее полезным способом. Поэкспериментируйте с одним из них или двумя одновременно, чтобы понять, как именно будет лучше для вас.

Перед тем, как вы приступите к работе, воспользуйтесь моментом и задумайтесь о тех преимуществах, которые дает наличие отточенного критического мышления - о понимании, как получается хорошая работа, о знании, как оценить свою работу и улучшить ее. Иногда это понимание все, что нужно, чтобы утихомирить вашего Критика.

Может быть полезным, если вы в одном рабочем пространстве пишете/рисуете/экспериментируете, а оцениваете и обозреваете свою работу в другом.

Другая штука, которую стоит попробовать перед началом работы, это сказать себе "На самом деле я не собираюсь начинать прямо сейчас, я просто сделаю несколько набросков" - или нацарапаю несколько заметок, или чем вы там занимаетесь.

Когда вы работаете, а Критик начал нашептывать вам, что проект плох, спросите себя: "Так что же нужно этому проекту вместо этого?" или "Что я должен сделать, чтобы он стал лучше?"

Если Критик продолжает вмешиваться, пообещайте себя, что вы критически оцените то, что сделали, в конце этой стадии исполнения - и вы предоставите себе возможность проигнорировать его и продолжить вдохновенно работать.

  • Когда вы были наиболее благодарны своему Внутреннему Критику за критическое суждение?
  • Согласны ли вы, что ваш Внутренний Критик потенциально ваш лучший друг?
  • Есть ли у вас какие-то фишки по более эффективному применению критического мышления в креативном процессе?
 Марк МакГиннесс, профессиональный тренер специалистов в креативе. 
Источник: adme.ru