Большой «секрет» для маленькой компании
У вас небольшой успешный бизнес, каждый клиент на счету, каждый сотрудник на виду? Вы хотите повысить отдачу от персонала за счет информационных технологий, потому что так поступают крупные компании? Постойте, остановитесь. Задумайтесь!
Далеко не всегда внедрение специализированного ПО приносит пользу. Продавцы программ для управления персоналом, CRM, систем отчетности и BI расскажут вам об удобстве и красоте своих решений. Но спросите их об эффекте от внедрения. Скорее всего, точного ответа вы не получите.
Любые системы такого рода ориентированы на создание в компании устойчивой системы управления. Это означает, что бизнес-процессы будут формализованы, требования к сотрудникам усреднены. Автоматизация по природе своей предполагает типовые схемы и типовой результат решения любой задачи. А это значит, что вы не сможете получить максимум производительности от своих менеджеров.
Наоборот, есть опасность породить в небольшой организации бюрократического монстра и «убить»эффективность.
Менеджмент самопроизвольно разделится на два лагеря – «звезд» и «планктон». Первые добьются влияния и свободы от формальных правил. Они докажут, что их работа не вписывается в рамки, навязанные сторонними программными продуктами. Второй лагерь, с радостью принимая предложенные условия, будет исполнять только задачи, прямо указанные в трудовом договоре. «Остальное – не на мою зарплату», этакий производительный саботаж.
Ориентируясь на опыт крупного бизнеса, руководитель небольшой компании рискует потерять основное конкурентное преимущество – неповторимость процессов и лояльность коллектива. Искушение повысить управляемость путем внедрения специального ПО очень велико. Но не забывайте, что лучшая управляемость означает снижение скорости и мобильности.
С этим мирятся в больших организациях, где на месте одного ушедшего менеджера тут же оказывается другой. И ничего при этом не меняется – те же задачи, те же KPI. Крупный бизнес инертен, предсказуем и прагматичен.
Целевое точечное повышение эффективности отдельных сотрудников обошлось бы дороже, чем оптимизация процессов в целом. На масштабе огромной корпорации даже 2-3% прирост показателей эффективности дает видимый эффект. Нужна ли вам такая же оптимизация ценой снижения мотивации ключевых сотрудников – вот вопрос.
Своим успехом ваш бизнес обязан не процессам, которые вы собираетесь улучшить, а людям. В крупных организациях давно уже не замечают конкретного человека, но в малом и среднем бизнесе все действительно зависит от персонала.
Не покупайте ПО «на вырост». Это выброшенные деньги. К тому времени, когда ваш бизнес достигнет миллионных оборотов, а штат вырастет на порядок, поменяется все. Можно, конечно, отдать немного денег Гейтсу за пакет Microsoft Office – это гарантия, что все файлы будут правильно открываться, шрифты в презентациях «не поедут», но в качестве средства внешней связи с клиентом вполне подойдет бесплатный Gmail, а для внутренних коммуникаций, постановки задач и упорядочивания бизнес процессов – система «Папирус».
Главное, чтобы программы или сервисы были удобны не только вам, но и вашим сотрудникам. И здесь действует простое правило – если на освоение продукта у менеджеров уходит больше, чем несколько часов, такой продукт вам не нужен.
Изначально, задав рамки процесса и ожидания от менеджера, большие компании рассматривают сотрудника как функцию. И подбирают людей в команду из соображений соответствия заранее нарисованной картинке. В этом случае специализированный софт действительно полезен.
Однако больший эффект возникает тогда, когда менеджер сам выстраивает рабочий процесс. В этом случае не нужна никакая дополнительная мотивация – сотрудник и так заинтересован в достижении лучшего результата. В этом и кроется секрет эффективности небольшого бизнеса.
Источниr: www.e-xecutive.ru